Гоголь шинель тема и идея

Алексеев Игорь Викторович: Комментарии к повести Я не возражаю против этого, однако считаю своим долгом предупредить доверчивых молодых людей, что мои взгляды на творчество русских классиков не всегда совпадают с мнением преподавателей литературы. Стремясь предотвратить возможные неприятности для школьников в виде гоголь шинель тема идея оценок за сочинения испорченного настроения, убедительно прошу пользоваться моими статьями осмотрительно, обязательно принимая во внимание вероятные нежелательные последствия. Особенно это относится к написанию сочинений на выпускных и вступительных экзаменах. Всегда рад вопросам и замечаниям. Ярлык маленького человека намертво пристал к Гоголь шинель тема идея. По всем формальным признакам он действительно полнейший неудачник. Образ жизни Акакия Акакиевича не соответствует тому, что входит в наше представление об успехе - он занимает одну из низших должностей в департаменте, и у него нет перспектив продвижения по службе. Он мало зарабатывает и часто нуждается, его гоголь шинель тема идея уважают коллеги по работе и, наконец, у него нет ни семьи, ни друзей. Более того, Гоголь дает понять, что в своих проблемах Башмачкин виноват сам - он не способен выполнить простейшие действия, требуемые от чиновника: составить несложный документ, внеся в исходный вариант текста небольшие изменения, он не отличается коммуникабельностью и часто производит впечатление ущербного человека. Действительно, кого же еще ему винить в собственных бедах, как не себя самого? Странно в этой повести только одно - зачем Гоголь настолько сгустил краски, почему он так беспощаден к своему персонажу? Разгадка в том, что Гоголь ведет игру с читателем, навязывая ему поверхностную, обманчивую трактовку образа Башмачкина. На самом же деле текст Гоголя не дает достаточных оснований считать Акакия Акакиевича маленьким, незначительным человеком и обычным чиновником. В повести можно найти многочисленные указания автора к другому прочтению, где Акакий Акакиевич предстает профессионалом - мастером каллиграфии, творцом гоголь шинель тема идея перфекционистом, добившимся совершенства в своем искусстве. Авторский замысел произведения построен на противоречии образа главного героя общему контексту, который подталкивает читателя к представлению о ничтожности Акакия Акакиевича, чему в немалой степени способствуют распространенные стереотипы восприятия. Представление о ничтожности Акакия Акакиевича создано исключительно средствами контекста - косвенными и субъективными оценками, которые направляют восприятие читателя гоголь шинель тема идея ложное русло. Это насмешливая интонация рассказчика, презрительное отношение к Башмачкину других персонажей, наконец, нелепые ситуации, в которые попадает главный герой. По этой причине основная идея Башмачкина как мастера каллиграфии, выраженная в нескольких ключевых предложениях приглушенно и скрыто, не привлекает внимания читателя гоголь шинель тема идея требует значительных усилий для понимания. Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник гоголь шинель тема идея сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным. Гоголь не сообщает точных сведений о возрасте Башмачкина, но из описания следует, что Акакий Акакиевич уже не юноша, а человек, скорее, средних лет с морщинами, нездоровым цветом лица и довольно невзрачной внешностью. Позднее, ближе к финалу, автор говорит, что Акакий Акакиевич был человеком в летах. Что касается до чина. Титулярный советник - девятый гражданский чин по 'Табели о рангах', которому соответствует звание штабс-капитана пехоты. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в гоголь шинель тема идея, переменяя только раза три в год подметки. Акакий Акакиевич происходил из очень небогатой семьи, вынужденной экономить, поэтому он вряд ли мог получить хорошее образование, выходившее за рамки общедоступного. Гоголь шинель тема идея образом и произошел Акакий Акакиевич. Как следует из описания процедуры выбора имени для новорожденного, люди из его ближайшего окружения не отличались высокой культурой или большой эрудицией, а значит, не могли привить ему то, чем сами не обладали. Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. Здесь гоголь шинель тема идея далее до слов: "Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в гоголь шинель тема идея. Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма. Башмачкин служил в одном и том же департаменте много лет, однако по карьерной лестнице гоголь шинель тема идея не продвинулся. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав. Башмачкин не пользовался уважением коллег по службе. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Вот важное указание, которое дает нам Гоголь. Смысл существования Башмачкина был в его работе, в каллиграфии. Гоголь здесь быстро меняет интонацию с насмешливой на более серьезную и ставит акцент на слове "брал", повторяя его в двух последовательных предложениях. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Акакий Акакиевич действительно не замечал происходящего. Искусство каллиграфии, доведенное до совершенства, требует абсолютной концентрации внимания и полной сосредоточенности. Башмачкин не реагировал на внешние раздражители, поскольку во время работы в его сознании не оставалось места для посторонних мыслей. Способность к сосредоточенности такой степени возможна только в результате целенаправленного, упорного, многолетнего труда. Ее можно рассматривать как признак и доказательство совершенства Акакия Акакиевича в каллиграфии. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем гоголь шинель тема идея меня обижаете? Он не предпринимал никаких попыток наказать обидчиков, пожаловаться на них или каким-то образом защитить себя. По-видимому, отношение к нему окружающих не имело для него значения. Он приходил в департамент вовсе не с целью продвинуться по службе или снискать почет. Башмачкина можно считать чиновником только по формальному признаку - месту работы в департаменте. Карьерный рост, равно как и стремление к сопутствующим карьере материальным благам, не были целью его жизни. По сути, он был сам по себе, вне системы общественных связей и отношений. Однако в глазах коллег по департаменту Башмачкин выглядел ущербным и смешным. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Гоголь дает понять, что бессилие и ущербность Башмачкина в действительности мнимые. Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в гоголь шинель тема идея должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Должность, сама по себе, не имела для Акакия Акакиевича большого значения. Отношение Башмачкина к работе нельзя отождествлять с обычным должностным рвением, желанием выслужиться и сделать себе карьеру. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Эйхенбаум в статье "Как сделана "Шинель" Гоголя" пишет: "Душевный мир Акакия Акакиевича если только позволительно такое выражение - не ничтожный это привнесли наши наивные и чувствительные историки литературы, загипнотизированные Белинскима фантастически-замкнутый, свой: "Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный! Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало". В этом мире - свои законы, свои пропорции". Никакого преувеличения слова Гоголя о разнообразном и приятном мире Акакия Акакиевича не содержат. Мир каллиграфии весьма узок, но при этом действительно разнообразен: пропорции букв, закругления, толщина линий, наклоны, интервалы, гоголь шинель тема идея, дополнительные элементы и многое другое делают возможным бесчисленное множество разных вариантов написания и создания бесконечного числа новых стилей, даже в рамках формальных требований к оформлению текста, которые наверняка были в департаменте, куда приходил Акакий Акакиевич. Профессионализм и совершенство в каллиграфии, как и в любом другом деле, требуют непрерывных упражнений при высочайшей концентрации внимания, поэтому Акакий Акакиевич занимался ею постоянно - на своем рабочем месте, ни на кого не обращая внимания и не делая различий между бумагами, которые ему подсовывали, по дороге в департамент и домой, мысленно прорабатывая варианты написания букв, а также дома в свое свободное время. Акакий Акакиевич занимался творчеством и жил в разнообразном мире, который приносил ему самые настоящие наслаждения, и оттого был приятным. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, гоголь шинель тема идея, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу. И сразу же Гоголь прибегает к маскировке, отвлекая внимание читателя - он резко меняет тон повествования от искреннего к насмешливому, и мы опять смотрим на Башмачкина глазами гоголь шинель тема идея недоброжелательных коллег. Гоголь шинель тема идея задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Гоголь снова играет с читателем, показывая ему того ущербного Башмачкина, каким его видят в департаменте. В действительности, многие годы упражнений в каллиграфии приучили Акакия Акакиевича к глубокой сосредоточенности и строгой умственной дисциплине, не позволяющей отвлекаться во время работы или быстро переключать внимание на решение других задач. Башмачкин физически не мог заниматься одновременно каллиграфией и грамматикой, даже самой простейшей, что, однако, никак нельзя считать признаком ущербности. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице. Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы. Гоголь снова отвлекает внимание читателя тем же приемом. Сначала он дает подсказку и почти открыто восхищается Башмачкиным: "свои чистые, ровным почерком выписанные строки", но потом сразу же приглашает посмеяться над Акакием Акакиевичем, попавшим в нелепую ситуацию. Этим смехом Гоголь также маскирует очень важное для дальнейших событий качество Башмачкина - его неспособность отвлекаться от своего единственного и основного занятия, доминанты. До появления проблемы шинели, доминантой в сознании Акакия Акакиевича была каллиграфия. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу. Предложение об адресе "новому или важному лицу" - одно из ключевых в понимании авторского замысла. Весьма распространенной ошибкой в интерпретации повести является трактовка слов "важному лицу" как признака чинопочитания Акакия Акакиевича и его ограниченности. На самом же деле центральное место в этой фразе принадлежит слову "новому", а слово "важному" не несет в ней большой смысловой нагрузки, ведь неважным лицам адресов не гоголь шинель тема идея. Предназначенный новому лицу, какому-нибудь большому начальнику другого ведомства, то есть исходящий из департамента адрес - обращение по торжественному случаю, в отличие от обычных служебных бумаг для внутреннего обращения, допускал большую свободу оформления текста, обязательно требовал парадность и пышность начертания, не принятые во внутренних циркулярах, давал возможность Башмачкину развернуться как творцу и художнику, показать все лучшее, что он умеет. Вариант этого адреса для себя, который никто гоголь шинель тема идея увидит, позволял ему поэкспериментировать, попробовать что-то новое в своем творчестве. При этом смысл адреса и его слог не имели для Башмачкина большого значения. Таким образом, Гоголь показал здесь Акакия Акакиевича в процессе творческих поисков, в гоголь шинель тема идея творческой лаборатории. Тема творчества была начата ранее словами: "Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир", и дополнена затем в предложении: "Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки. Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Башмачкин удивительно цельный и счастливый человек, его не донимают мелочные страсти и желания. В отличие от обычных чиновников, он не страдает от того, что ему приходится проводить большую часть времени в присутствии, поэтому он не делит время на служебное и собственное. Все его время принадлежит каллиграфии. Каллиграфия для него не только обязательная работа, но и отдых. Гоголь подчеркивает цельность Башмачкина, используя контрастное описание суетного досуга чиновников и досуга Башмачкина, наполненного смыслом и содержанием. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год. Начиная с этого предложения, тональность повести меняется. Гоголь закончил формирование образа Башмачкина и его контекста, ирония уступает место более серьезной интонации, появляется проблема шинели и повесть движется к закономерному трагическому финалу. Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Занимаясь всю жизнь каллиграфией, не имея поводов для бесед и собеседников, Акакий Акакиевич сформировался как замкнутый человек, не обладающий развитыми навыками общения. Известие о том, что его старая шинель пришла в полную негодность и ремонту более не подлежит, стало шоком для Башмачкина. Проблема шинели моментально превратилась в новую доминанту, вытеснив прежнюю - каллиграфию. Повторилась ситуация с потерей ориентации, только в этом случае Башмачкин занят мыслями о шинели. Шинель, принадлежность того мира, к которому Акакий Акакиевич не принадлежал и к которому не был приспособлен, выбила его из привычной ниши существования, "разнообразного и приятного" мира каллиграфии. Размышления об этом чуть не навели на него рассеянности. Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул "ух! Даже приняв решение о новой шинели, примирившись с предстоящими расходами и лишениями, Башмачкин все равно не может вернуться в состояние прежней сосредоточенности. Сейчас он работает механически, только за счет своего опыта, его внимание и мысли уже не в работе. Ситуация, когда он едва не допустил ошибку, была, вероятно, чрезвычайной в его многолетней практике. Повесть содержит несколько вертикальных связок, важных для понимания метаморфозы, произошедшей с Акакием Акакиевичем после появления проблемы шинели. Одна их них проходит от слов: "Один раз, переписывая бумагу, он чуть гоголь шинель тема идея даже не сделал ошибки" к более ранним словам: "среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме". В продолжении каждого месяца он хотя один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели. Сердце его, вообще весьма покойное, гоголь шинель тема идея биться. Купили сукна очень хорошего - и не мудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки примеряться к ценам. Фатальная ошибка Акакия Акакиевича. Он позволил шинели по меньшей мере на целых шесть месяцев, даже после того, как морозы закончились, стать хозяйкой своих мыслей и желаний. Шинель превратилась для Башмачкина в предмет исключительной, преувеличенной важности. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо. Новая шинель стала для Башмачкина статусным предметом, и это свойство, оказалось, может быть, не менее важным, чем ее потребительские качества - способность защищать от мороза. Башмачкин превратился в одного из тех людей, чья самооценка определяется вещами, которыми они обладают. Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте. Башмачкин в третий раз идет, не разбирая дороги. Способность сосредотачиваться до самозабвения и здесь проявила себя. Только его мысли целиком заняты шинелью, а не каллиграфией. Впрочем, ему потом сделалось приятно, когда вспомнил, что он будет иметь чрез то случай пройтись даже и ввечеру в новой шинели. Он взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница! Башмачкин изменяет себе гоголь шинель тема идея. Сейчас он озабочен тем, как выглядит в глазах окружающих, и гоголь шинель тема идея него появляются тщеславные мысли. Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело. Потом, не затягивая дела, оделся, надел на плеча шинель и вышел на улицу. Из смысла существования и главного дела она превратилась в служебную обязанность. Ее место заняла шинель. Теперь Башмачкин считает делом прогулку по улице, в шинели, в гости к тем самым суетным чиновникам. Другая вертикальная связка в повести проходит от слов: "Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели" к словам: ". Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость. Еще одна вертикальная связка в повести идет от слов: "Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость" к словам: "Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице. Башмачкин в новой шинели стал замечать многочисленные мелкие подробности в окружающей его на улице жизни, до которых раньше ему не было дела. Он очутился в ином мире. Все это: шум, говор и толпа людей, - все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою. Этот мир оказался непонятным, неуютным, чужим и скучным. Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка поленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. А еще этот мир оказался враждебным и жестоким. Когда же рассказал он, в чем дело, она всплеснула руками и сказала, что нужно идти прямо к частному, что квартальный надует. Город делился на районы или части, а те, в свою очередь, на кварталы. Ранее существовавшая полицейская должность квартального, соответствует современной должности участкового милиционера, а частного - должности начальника районного отделения милиции. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу. Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор гоголь шинель тема идея. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими, еще значительнейшими. Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное. Впрочем, он старался гоголь шинель тема идея значительность многими другими средствами. В семи предложениях Гоголь использует слово "значительный" и его производные двенадцать раз с небольшими интервалами. Многократными близкими повторами Гоголь добивается того, что это слово теряет смысл, и тем самым, общий уровень чиновников, даже наиболее важных из них, становится ничтожным, а на их фоне Акакий Акакиевич вырастает, становится более заметной фигурой. На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. Башмачкин не может, и, по-видимому, не пытается вернуть прежнее состояние спокойной сосредоточенности. В переживаниях он совершает ряд бесполезных, суетливых действий, которые приводят его к гибели. По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде гоголь шинель тема идея, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом гоголь шинель тема идея шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели. Полное поражение Башмачкина - мастера каллиграфии. Даже после смерти его призрак не успокоился, а начал заниматься мелкой местью. Важно отметить, что Акакий Акакиевич пошел сначала к частному, а затем к "одному значительному лицу" вовсе не в попытке добиться справедливости. Он просил не о справедливом возмездии преступникам, а о том, чтобы получить обратно свою шинель. Он не о том переживал, что его поленом гоголь шинель тема идея и тем самым обидели и оскорбили, проявив неуважение, а о том, что новой шинели больше нет. Именно потому срывание шинелей с прохожих выглядит как обычная мелкая месть всем без разбора за свою утраченную шинель и причиненные унижения, но не как мотив социального протеста или торжества справедливости. Не похлопотал о моей, да еще и распек, - отдавай же теперь свою! Социальным протестом было бы чистое рукоприкладство в отношении единственного человека - "значительного лица" без материального ущерба виновнику, но Акакий Акакиевич на это органически не способен. Имя Акакий значит "незлобивый", "не делающий зла". И уж тем более Акакий Акакиевич, стаскивающий верхнюю одежду с прохожих - самое большее, что он может, - выглядит несколько карикатурно в качестве прообраза революционера. Появление проблемы шинели привело к потере Башмачкиным его "разнообразного и приятного" мира творчества. Акакий Акакиевич не приобрел ничего взамен, и смерть настигла его вполне закономерно. Башмачкин в качестве призрака в финале повести не несет положительной нагрузки, повесть заканчивается на минорной ноте. Последнее указание Гоголя на мастерство Башмачкина в каллиграфии. Замена Акакия Акакиевича на обычного чиновника получилась неравноценной. Добавления: 31 мая 2008 года. Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати: Ю.



COPYRIGHT © 2010-2016 communservis.ru